Экологически безопасное удаление опасных отходов, включая предотвращение незаконного международного оборота токсичных и опасных отходов



Основа для деятельности

20.32. Для поощрения и укрепления международного сотрудничества в области управления трансграничными перевозками опасных отходов, включая контроль и мониторинг, необходимо применение осторожного подхода; также требуется согласование процедур и критериев, используемых в различных международных и нормативных документах. В этой связи требуется также разработка или согласование существующих критериев для целей определения опасных для окружающей среды отходов и создания потенциала мониторинга.


Цели

20.33. Целями в рамках этой программной области являются:

  1. облегчать и укреплять международное сотрудничество в области экологически безопасного управления опасными отходами, включая контроль и мониторинг трансграничных перевозок опасных отходов, в том числе отходов для рекуперации, путем принятия международных критериев определения и классификации опасных отходов в интересах согласования соответствующих международно-правовых документов;
  2. установить запрет или, по мере необходимости, не разрешать вывоз опасных отходов в страны, которые не обладают потенциалом обработки и удаления этих отходов экологически безопасным путем или которые запретили ввоз таких отходов;
  3. содействовать разработке процедур контроля за трансграничной перевозкой опасных отходов, предназначенных для операций по рекуперации в соответствии с Базельской конвенцией, которые способствуют выбору экологически безопасных и экономически целесообразных методов рециркуляции.

Деятельность

а) Деятельность, связанная с управлением

Укрепление и согласование критериев и норм

20.34. Правительствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов и, по мере необходимости, с помощью Организации Объединенных Наций и других соответствующих организаций следует:

  1. включить в национальное законодательство процедуры уведомления, предусмотренные в Базельской конвенции, а также в соответствующих региональных конвенциях и приложениях к ним;
  2. разработать, когда это необходимо, региональные соглашения, регулирующие трансграничную перевозку опасных отходов, подобные Бамакской конвенции;
  3. оказывать помощь в обеспечении того, чтобы такие региональные соглашения были сопоставимы и дополняли международные конвенции и протоколы;
  4. укреплять национальные и региональные возможности и потенциал в деле мониторинга трансграничных перевозок опасных отходов и контроля за ними;
  5. содействовать разработке четких критериев и руководящих принципов в контексте Базельской конвенции и региональных конвенций соответственно в отношении экологически безопасной и экономически целесообразной деятельности по восстановлению ресурсов, в отношении рециркуляции, рекуперации, прямого использования или альтернативных видов использования и в отношении определения приемлемой практики восстановления, включая, где это возможно и целесообразно, рекуперацию, в целях недопущения злоупотреблений в рамках вышеуказанной деятельности и представления искаженной информации о ней;
  6. рассмотреть вопрос о создании, по мере необходимости, на национальном и региональном уровнях системы мониторинга и наблюдения за трансграничными перевозками опасных отходов;
  7. разработать руководящие принципы оценки экологически безопасного удаления опасных отходов;
  8. разработать руководящие принципы определения опасных отходов на национальном уровне с учетом существующих критериев, согласованных на международной и, по мере необходимости, региональной основе, а также подготовить перечень с описанием вредных характеристик опасных отходов, которые перечислены в национальном законодательстве;
  9. разработать и использовать соответствующие методы проверки, определения свойств и классификации опасных отходов и принять или адаптировать нормы и принципы безопасности, обязательные для соблюдения при экологически безопасном управлении отходами.

Осуществление существующих соглашений

20.35. Правительствам настоятельно рекомендуется ратифицировать, если они еще не сделали этого, Базельскую и Бамакскую конвенции и приступить к срочной разработке соответствующих протоколов, таких, как протоколы об ответственности и компенсации, а также механизмов и руководящих принципов, которые облегчили бы осуществление этих конвенций.


Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

20.36. Поскольку настоящая программная область охватывает сравнительно новое поле деятельности и из-за отсутствия до настоящего времени надлежащих исследований по вопросу о возможных расходах на деятельность по данной программе, в настоящее время какая-либо смета расходов не может быть представлена. Однако можно считать, что расходы на проведение некоторых мероприятий, предусматриваемых по данной программе и связанных с созданием потенциала, уже заложены в смету расходов по программной области В выше.

20.37. Временному секретариату Базельской конвенции следует провести исследования в целях подготовки разумной сметы расходов на деятельность, которая должна быть осуществлена на первоначальном этапе до 2000 года.

b) Создание потенциала

20.38. Правительствам в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов и, по мере необходимости, с помощью Организации Объединенных Наций и других соответствующих организаций следует:

  1. разработать или принять меры политики в области экологически безопасного удаления опасных отходов с учетом действующих международных документов;
  2. представлять рекомендации для соответствующих форумов или в целях установления или принятия норм, включая справедливое осуществление принципа "загрязнитель платит", и регламентирующих положений, обеспечивающих соблюдение обязательств и принципов Базельской конвенции, Бамакской конвенции и других соответствующих имеющихся или будущих соглашений, включая, когда это необходимо, протоколы для введения соответствующих норм и процедур в области ответственности и компенсации за ущерб, причиненный в результате трансграничных перевозок и удаления опасных отходов;
  3. применять меры по осуществлению запрета на вывоз опасных отходов в страны, которые не располагают возможностями для экологически безопасного обращения с этими отходами или запретили ввоз таких отходов;
  4. изучать в контексте Базельской конвенции и соответствующих региональных конвенций возможности предоставления временной финансовой помощи в случае чрезвычайной ситуации в целях сведения к минимуму ущерба в результате аварий, возникающих в результате трансграничной перевозки опасных отходов или их удаления.